Тахографы начали эксплуатироваться еще в 1970 году. Именно тогда, после заключения Европейского соглашения, началось массовое применение этих, тогда еще электромеханических, устройств. Они позволяли в течение 24 часов фиксировать на диаграммном бумажном диске время, проведенное за управлением автомобиля, а также время отдыха во время поездки.
Однако в таких устройствах были ощутимые недостатки. В частности, они позволяли выполнять коррекцию занесенной информации, вследствие чего водители могли нарушать необходимые нормы труда и отдыха.
Именно для исправления этой ситуации в 1998 году были разработаны цифровые тахографы, позволяющие записывать информацию о труде и отдыхе в микросхему памяти. Это позволяло увеличить срок записи данных, которые раньше были ограничены 24 часами, а также исключить возможность корректировать записанные данные.
Уже в 2019 году в ЕС были внедрены цифровые тахографы второго поколения. Именно их сейчас принято называть смарт-тахографами.
Основные отличия смарт-тахографов заключаются в следующих нововведениях:
- возможность использования GPS для фиксации местоположения транспортного средства;
- введение технологии, позволяющей при помощи беспроводного соединения контролировать и выявлять возможных нарушителей режима труда и отдыха в транспортном потоке;
- возможность использования интеллектуальных транспортных систем (в Европе их называют ITS);
- наличие номерных пломб;
- повышенный уровень безопасности записываемых данных от фальсификации.
С 2019 года в странах ЕС использование смарт-тахографов на новых транспортных средствах стало обязательным.