Приказ Минтранса России от 01.09.2022 N 343 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 октября 2020 г. N 440» вступает в силу с 1 марта 2023 года. В нем Минтранс среди прочего вводит понятие «бортового устройства с функцией передачи данных» (так называемого «онлайн-тахографа») и устанавливает требования к нему.
Что такое онлайн-тахограф?
-
Онлайн-тахограф — это тахограф, который оснащен бортовым устройством с функцией передачи данных. Такой тахограф передает записанную информацию в автоматизированную систему «Тахографический контроль» с помощью SIM-карты.
По своей сути онлайн-тахограф ничем не отличается от обычного: это все то же устройство контроля режима труда и отдыха и скоростного режима. Главное отличие в том, что онлайн-тахограф способен передавать собранную им информацию в режиме реального времени на серверы системы «Тахографический контроль» (далее – АИС ТК).
Как устроен онлайн-тахограф?
С 1 марта 2023 года п. 3 Приложения N 1 к Приказу Минтранса N 440 будет дополнен пунктом 3(1), согласно которому бортовое устройство с функцией передачи данных должно содержать:
- блок СКЗИ тахографа, обеспечивающий автоматическое формирование, подписание квалифицированной электронной подписью водителя и передачу в зашифрованном и некорректируемом виде информации, регистрируемой тахографом, в автоматизированную информационную систему «Тахографический контроль»;
- конструктивный отсек, обеспечивающий:
- размещение и подключение блока СКЗИ тахографа без снятия бортового устройства с функцией передачи данных с транспортного средства и нарушения пломбировки корпуса;
- ...
- связной модуль, обеспечивающий передачу информации, регистрируемой тахографами в информационную систему;
- датчики ускорения;
- разъем для подключения антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS;
- слот для SIM-карты.
На основе этой информации можно перечислить главные особенности устройства тахографа нового типа:
- Блок СКЗИ онлайн-тахографа будет формировать, подписывать подписью водителя, зашифровывать и передавать в АИС ТК информацию, собранную тахографом – в том числе о движении автомобиля с превышением допустимой скорости и о несоблюдении режима труда и отдыха (см. также новый п. 48(2)).
- Конструктивный отсек в корпусе онлайн-тахографа позволит размещать и подключать блок СКЗИ тахографа без снятия бортового устройства и нарушения пломбировки корпуса.
- Онлайн-тахограф будет оснащен связным модулем, GSM/GPRS-антенной и слотом для SIM-карты – все это нужно, чтобы обеспечить передачу информации в АИС ТК. Заметим, что, если связь будет потеряна, онлайн-тахограф все равно продолжит записывать информацию и передаст ее сразу при восстановлении сигнала (см. новый п. 55(1)).
- Бортовое устройство онлайн-тахографа будет содержать датчики ускорения, которые будут регистрировать экстренное торможение (удар) и недопустимый наклон (переворот) транспортного средства.
Для чего нужен онлайн-тахограф?
Цель внедрения онлайн-тахографов такая же, как и у обычных тахографов – защитить водителей от переработок, уменьшить аварийность. В этом смысле онлайн-тахографы также похожи на западные смарт-тахографы. Однако в отличие от информации, которую регистрируют смарт-тахографы, информация с онлайн-тахографа – за счет того, что она подписана электронной подписью водителя – имеет юридическую силу. Благодаря этому в дальнейшем возможно появление автоматических штрафов на водителей или владельцев транспортного средства. В теории это позволит автоматизировать контроль за соблюдением требований, гарантировать непредвзятость штрафов и снизить нагрузку на надзорные органы.
Подробнее о том, будут ли на основе информации с онлайн-тахографов автоматически штрафовать водителей уже с 1 марта 2023 года, в отдельной статье.
Помимо этого, онлайн-тахографы позволят перевозчикам отслеживать в реальном времени местоположение своих транспортных средств и получать обновленные сведения об их работе.