2 октября в конгресс-центре Торгово-промышленной палаты Российской Федерации состоялась научно-практическая конференция «Наука и практика в обеспечении безопасности дорожного движения: вчера, сегодня, завтра». В ней приняли участие руководители российской Госавтоинспекции, представители законодательной власти, профессиональных и научных сообществ. Организатором мероприятия выступил Научный центр безопасности дорожного движения МВД России. Модераторами пленарного заседания конференции выступили депутат Государственной думы Александр Старовойтов и председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.
Как отметил начальник ГУОБДД МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников, проблема обеспечения безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом не теряет своей актуальности. ДТП с участием автобусов и легкового такси часто характеризуются высокой тяжестью последствий и вызывают широкий общественный резонанс. За 8 месяцев этого года зарегистрировано 2273 ДТП с участием легкового такси, в которых погибли 115 и ранены почти 3 тысячи человек, с участием автобусов — 5315 ДТП, в которых погибли 314 и ранены порядка 8 тысяч человек.
Также руководитель российской Госавтоинспекции подчеркнул, что в последние несколько лет наблюдается устойчивая тенденция снижения основных показателей аварийности на дорогах. Добиться этого удалось благодаря взаимодействию органов государственной власти на всех уровнях, экспертных, профессиональных и научных сообществ, а также за счет внедрения передовых технологических решений, эффективной профилактической работы.
На сокращение аварийных случаев при автоперевозках направлена работа Минтранса России по цифровой трансформации системы тахографического контроля путем внедрения и использования тахографов с функцией автоматической передачи данных в режиме реального времени. О развитии системы тахографического контроля в Российской Федерации говорилось в докладе заместителя генерального директора ФБУ «Росавтотранс» Николая Виблого.
В рамках выступления был представлен опыт внедрения цифровых тахографов второго поколения, так называемых смарт-тахографов в Европейском союзе. Более подробно освещена тема реализации на базе ФБУ «Росавтотранс» пилотного проекта по сбору, хранению, обработке и передаче информации из тахографов с функцией передачи данных, в состав которых входят связные модули и антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS, и технических устройств систем мониторинга, контроля и поддержания состояния работоспособности водителей в пути, в контрольные (надзорные) органы с использованием существующих информационных систем, имеющих возможность обработки тахографической информации из автоматизированной информационной системы «Тахографический контроль», в том числе путем создания новых тестовых подсистем и контуров.
Результаты, полученные в ходе реализации пилотного проекта, могут быть использованы для выработки и принятия решений о совершенствовании нормативных правовых актов, регулирующих сферу тахографического контроля, в том числе в части автоматической передачи, приема, обработки и использования данных, передаваемых тахографом, а также позволят обеспечить организационную и техническую готовность используемых информационных систем, в том числе надзорных органов, организаций-изготовителей тахографов и транспортных средств к моменту принятия соответствующих изменений в нормативные правовые и нормативные технические акты.
Аналогичный подход позволит добиться ощутимого результата и в сфере перевозок пассажиров и грузов. По мнению Михаила Черникова, проводимая конференция и призвана стать площадкой для всестороннего обсуждения взаимодействия научного и профессионального сообществ в этой сфере.
В ходе работы конференции ее участники отметили, что главным критерием качества транспортных услуг является их безопасность. Ее можно обеспечить за счет верных управленческих и логистических решений, надлежащего состояния транспортных средств, развития транспортной инфраструктуры, тщательного кадрового отбора водителей, занятых в этой сфере.
Отдельно делегаты конференции обсудили вопросы повышения эффективности системы подготовки и переподготовки профессиональных водителей. По мнению собравшихся, в ней должны быть задействованы механизмы профотбора, обучения, стажировки и переподготовки водителей, которые позволят вытеснить из перевозочного процесса некомпетентных людей. При этом прежде всего речь идет о водителях автобусов.
Участники обсуждения отметили, что важно уделить особое внимание вопросу прозрачности процедуры прохождения медосмотров водителями, прежде всего перед рейсами. Высказано мнение о необходимости провести научное исследование, направленное на выявление факторов, в том числе психологических, которые провоцируют аварийные ситуации на дороге.
Участники встречи также обменялись предложениями по совершенствованию допуска перевозчиков на транспортный рынок, отметив, что наиболее действенным механизмом по-прежнему является лицензирование. Активное обсуждение вызвала тема, связанная с обеспечением безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств.
Подводя итоги конференции, ее участники подчеркнули важность дальнейшего совершенствования законодательства в сфере перевозочной деятельности. Также отмечена необходимость применения современных информационных технологий при осуществлении контроля за перевозками пассажиров и грузов путем внедрения сервисов, объединяющих сведения об электронных путевых листах, режимов труда и отдыха водителей, результатов предрейсового контроля за техническим состоянием транспортных средств и медицинского осмотра водителей.