Карта водителя

Карта водителя — обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя. Срок действия карт водителя – 3 года.

Карты водителя бывают двух видов для тахографов с блоком СКЗИ или тахографов ЕСТР.

Образец карты водителя СКЗИ

Образец карты водителя СКЗИ

Образец карты водителя ЕСТР

Образец карты водителя ЕСТР

При одинаковом назначении (запись данных с тахографа) карты СКЗИ и карты ЕСТР выделим ряд особенностей:

  • Внешний вид. На картах текст написан разным шрифтом, также карты имеют отличия в нанесенных на них водяных знаках.
  • Содержание. На карте СКЗИ весь текст указан на русском языке, а картах ЕСТР используется английский и русский язык соответственно.
  • Доступ. Карта СКЗИ потребует ввода пин-кода перед начало работы для идентификаци, в то время как устройства формата ЕСТР обходятся без подобного защитного элемента.
  • Карты СКЗИ работают только с тахографами имеющими блок СКЗИ, так как в тахографах ЕСТР используется другой тип шифрования. Соответственно, карты ЕСТР работают только с тахографами ЕСТР.


При необходимости водитель может оформить карту тахографа СКЗИ и карту ЕСТР. Если у водителя обе карты СКЗИ и ЕСТР, он должен использовать их в соответствии с видом тахографа, установленного на транспортном средстве. Нельзя вставлять в тахограф с блоком СКЗИ карту водителя ЕСТР, карта может быть повреждена и не годна для дальнейшего использования.

Данные, хранимые в карте тахографа водителя

Лицевая сторона карты водителя содержит следующие данные:

  1. номер карты водителя;
  2. наименование организации-изготовителя карты;
  3. дата начала действия карты, дата окончания срока действия карты;
  4. фамилия и имя держателя карты;
  5. дата рождения держателя карты;
  6. номер водительского удостоверения;
  7. адрес места жительства (места пребывания) водителя;
  8. фото и личная подпись водителя.

См. Приказ 440 Минтранса РФ. (Пункт 8 раздел II. Карты водителя, контролера, мастерской и предприятия)

Кроме того, карта водителя должна обеспечивать хранение следующих данных:

Правила пользования для карт тахографа

Водители обязаны:

  1. перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить принадлежащую ему карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет принадлежащую ему карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);
  2. осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается период времени управления транспортным средством, или проигнорировать данный запрос тахографа (при игнорировании указанного запроса тахографа вид деятельности водителя (второго водителя — в случае экипажа) и место, в котором начинается период времени управления транспортным средством, определяются и регистрируются автоматически);
  3. изъять карту водителя из слота тахографа при завершении периода времени управления транспортным средством после запроса тахографа о завершении соответствующего периода времени управления транспортным средством и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился период времени управления транспортным средством;
  4. по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;
  5. осуществлять вывод на печать информации;
  6. не использовать поврежденную карту водителя;
  7. не извлекать карту во время движения транспортного средства;
  8. не использовать карту водителя по истечении срока ее действия;
  9. обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с настоящими Правилами.

См. Приказ 440 Минтранса РФ. (Пункт 11 Приложение N3 ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАХОГРАФОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА)

Водителям запрещается:

  1. эксплуатация транспортного средства с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим Требованиям тахографом;
  2. использование тахографа без карты водителя;
  3. использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился;
  4. использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации;
  5. использование тахографа, сведения о модели которого не учтены в перечень сведений о моделях тахографов;
  6. блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации;
  7. уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток тахографа;
  8. использование тахографа, сведения о результатах поверки которого, подтверждающие его пригодность для применения, не содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и (или) не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака поверки и (или) оформленного свидетельства о поверке тахографа, и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.

См. Приказ 440 Минтранса РФ. (Пункт 12 Приложение N3 ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАХОГРАФОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА)