Карта водителя — обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя. Срок действия карт водителя – 3 года.
Карты водителя бывают двух видов для тахографов с блоком СКЗИ или тахографов ЕСТР.
Образец карты водителя СКЗИ
Образец карты водителя ЕСТР
При одинаковом назначении (запись данных с тахографа) карты СКЗИ и карты ЕСТР выделим ряд особенностей:
- Внешний вид. На картах текст написан разным шрифтом, также карты имеют отличия в нанесенных на них водяных знаках.
- Содержание. На карте СКЗИ весь текст указан на русском языке, а картах ЕСТР используется английский и русский язык соответственно.
- Доступ. Карта СКЗИ потребует ввода пин-кода перед начало работы для идентификаци, в то время как устройства формата ЕСТР обходятся без подобного защитного элемента.
- Карты СКЗИ работают только с тахографами имеющими блок СКЗИ, так как в тахографах ЕСТР используется другой тип шифрования. Соответственно, карты ЕСТР работают только с тахографами ЕСТР.
При необходимости водитель может оформить карту тахографа СКЗИ и карту ЕСТР. Если у водителя обе карты СКЗИ и ЕСТР, он должен использовать их в соответствии с видом тахографа, установленного на транспортном средстве. Нельзя вставлять в тахограф с блоком СКЗИ карту водителя ЕСТР, карта может быть повреждена и не годна для дальнейшего использования.
Данные, хранимые в карте тахографа водителя
Лицевая сторона карты водителя содержит следующие данные:
- номер карты водителя;
- наименование организации-изготовителя карты;
- дата начала действия карты, дата окончания срока действия карты;
- фамилия и имя держателя карты;
- дата рождения держателя карты;
- номер водительского удостоверения;
- адрес места жительства (места пребывания) водителя;
- фото и личная подпись водителя.
См. Приказ 440 Минтранса РФ. (Пункт 8 раздел II. Карты водителя, контролера, мастерской и предприятия)
Кроме того, карта водителя должна обеспечивать хранение следующих данных:
- не менее 84 записей следующих данных за каждый календарный день, в течение которого используется эта карта, включая каждый период использования транспортного средства в течение указанного дня (период использования включает все последовательные циклы ввода (извлечения) карты на транспортном средстве)... См. Приказ 440 Минтранса РФ. (Пункт 29 раздел II. Карты водителя, контролера, мастерской и предприятия)
- записей за последние 28 календарных дней следующих данных о каждом календарном дне, в течение которого используется данная карта или в течение которого водитель внес вручную данные о своей деятельности... См. Приказ 440 Минтранса РФ. (Пункт 30 раздел II. Карты водителя, контролера, мастерской и предприятия)
- не менее 42 записей данных о местах, в которых начинаются и/или заканчиваются периоды времени управления транспортным средством... См. Приказ 440 Минтранса РФ. (Пункт 31 раздел II. Карты водителя, контролера, мастерской и предприятия)
- записи о типах событий, зарегистрированных тахографом со вставленной в него картой... См. Приказ 440 Минтранса РФ. (Пункт 32 раздел II. Карты водителя, контролера, мастерской и предприятия)
- о шести последних событиях каждого типа, указанных в пункте 29 Требований... См. Приказ 440 Минтранса РФ. (Пункт 33 раздел II. Карты водителя, контролера, мастерской и предприятия)
- записи о видах неисправностей, обнаруженных тахографом с введенной в него картой... См. Приказ 440 Минтранса РФ. (Пункт 34 раздел II. Карты водителя, контролера, мастерской и предприятия)
- записи о 12 последних зарегистрированных сбоях в работе карт и сбоях в работе тахографа... См. Приказ 440 Минтранса РФ. (Пункт 35 раздел II. Карты водителя, контролера, мастерской и предприятия)
- одной записи следующих данных о проверочных операциях... См. Приказ 440 Минтранса РФ. (Пункт 36 раздел II. Карты водителя, контролера, мастерской и предприятия)
- записей, касающихся транспортного средства, на котором был начат сеанс ее использования... См. Приказ 440 Минтранса РФ. (Пункт 37 раздел II. Карты водителя, контролера, мастерской и предприятия)
- 56 записей следующих данных о ситуациях "неприменимо" и "переезд на пароме/поезде", введенных при вставленной карте... См. Приказ 440 Минтранса РФ. (Пункт 38 раздел II. Карты водителя, контролера, мастерской и предприятия).
Правила пользования для карт тахографа
Водители обязаны:
- перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить принадлежащую ему карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет принадлежащую ему карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);
- осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается период времени управления транспортным средством, или проигнорировать данный запрос тахографа (при игнорировании указанного запроса тахографа вид деятельности водителя (второго водителя — в случае экипажа) и место, в котором начинается период времени управления транспортным средством, определяются и регистрируются автоматически);
- изъять карту водителя из слота тахографа при завершении периода времени управления транспортным средством после запроса тахографа о завершении соответствующего периода времени управления транспортным средством и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился период времени управления транспортным средством;
- по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;
- осуществлять вывод на печать информации;
- не использовать поврежденную карту водителя;
- не извлекать карту во время движения транспортного средства;
- не использовать карту водителя по истечении срока ее действия;
- обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с настоящими Правилами.
Водителям запрещается:
- эксплуатация транспортного средства с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим Требованиям тахографом;
- использование тахографа без карты водителя;
- использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился;
- использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации;
- использование тахографа, сведения о модели которого не учтены в перечень сведений о моделях тахографов;
- блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации;
- уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток тахографа;
- использование тахографа, сведения о результатах поверки которого, подтверждающие его пригодность для применения, не содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и (или) не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака поверки и (или) оформленного свидетельства о поверке тахографа, и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.
См. Приказ 440 Минтранса РФ. (Пункт 12 Приложение N3 ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАХОГРАФОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА)