МЧД. Что это, где получить и как использовать

Что такое МЧД?

Машиночитаемая доверенность (МЧД) представляет собой цифровой эквивалент традиционной бумажной доверенности, оформленный в виде XML-документа. Этот формат позволяет сотруднику или внештатному работнику подтверждать свои полномочия на выполнение действий от лица организации или индивидуального предпринимателя в электронном пространстве. С помощью МЧД можно подписывать договоры, сдавать отчетность в государственные органы, представлять интересы фирмы, взаимодействовать с контрагентами и осуществлять другие операции. Объем полномочий устанавливается доверителем.

В чем преимущества МЧД?

Введение МЧД обусловлено стремлением к повышению прозрачности и безопасности работы с электронными подписями.

Основное преимущество МЧД заключается в возможности её оперативной проверки в онлайн-режиме. Для реализации этого государство создало централизованное блокчейн-хранилище для машиночитаемых доверенностей. Такой подход обеспечивает:

  1. Оптимизацию ресурсов компаний: Бизнесу больше не требуется создавать множество МЧД для различных сотрудников, занимая место на собственных серверах.
  2. Экономию средств: Отсутствует необходимость вовлечения в специализированные информационные системы для проверки полномочий представителей, что существенно снижает затраты для предпринимателей и организаций.

Благодаря государственному блокчейн-хранилищу можно всего за несколько минут получить актуальные данные о статусе любой доверенности и без проблем сотрудничать с партнёрами. Важно отметить, что в этом хранилище могут размещаться как стандартные МЧД, так и нотариально заверенные версии, что делает процесс работы с ними таким же удобным, как и с бумажными документами.

Также МЧД четко закрепляет зону ответственности сотрудника и позволяет контролировать доступ к документам и действиям, предотвращая возможные злоупотребления полномочиями.

Где получить МЧД?

Получить МЧД возможно несколькими способами:

  1. Через сервисы Федеральной налоговой службы (ФНС). Специальный интерактивный сервис ФНС России АИС «Налог-3» позволяет создать доверенность в электронном формате (машиночитаемом виде) для предоставления в налоговые органы. Обеспечивает соответствие форматам Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры России).
  2. На портале госуслуг. Сформировать доверенность можно в личном кабинете организации. Для этого нужно войти в «Доверенности и доступы», перейти в «Делегирование полномочий» и выбрать «Создать новую».
  3. С помощью оператора электронного документооборота (ЭДО). Например, СФЕРА Курьер от Сбер Корус, СБИС, «Контур.Доверенность» и другие. Порядок оформления следует узнавать индивидуально у оператора системы. Важно убедиться, что доверенность была правильно подписана и внесена в реестр ФНС.

Как проходит создание МЧД?

Процесс создания МЧД включает следующие этапы:

  1. Выбор подходящего формата электронной доверенности. По закону государственный орган имеет право установить свой собственный формат МЧД, который необходимо использовать всем участникам ЭДО. Например, ФНС для подачи отчетности принимает МЧД по своему формату 5.02. Если требования не установлены, следует использовать разработанный Минцифры формат. На 2024 год стандартным считается 003.
  2. Заполнение данных о доверителе и представителе. Необходимо указать информацию о представителе, включая его паспортные данные, СНИЛС и ИНН. Также важно присвоить МЧД уникальный номер и установить срок действия полномочий.
  3. Определение полномочий представителя. В МЧД следует перечислить те действия, которые представитель имеет право выполнять. Полномочия выбираются из государственного классификатора, содержащего более 2000 вариантов. Если нужного вида деятельности нет в списке, можно описать полномочия вручную.
  4. Подпись МЧД руководителем. Документ должен быть подписан директором компании или индивидуальным предпринимателем, либо другим лицом, имеющим право действовать от имени ЮЛ без доверенности. Чтобы МЧД была признана действительной, она должна быть заверена квалифицированной электронной подписью (КЭП).
  5. Регистрация МЧД в реестре ФНС. После регистрации доверенности представителю передается сам документ или государственный идентификационный номер, либо оба варианта сразу.

Каким требованиям должна соответствовать МЧД?

Все формируемые МЧД должны соответствовать Приказу Минцифры России от 18.08.2021 № 857
«Об утверждении единых требований к формам доверенностей, необходимых для использования квалифицированной электронной подписи»
.