Когда физические лица должны установить тахографы?

28.01.2019

В соответствии с последней редакцией Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»:

  • Ст. 20, п.3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:

    • …обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами.

Это подтверждено Приказом Минтранса России от 28 октября 2020 г. N 440 (Приложение N 2):

  • П. 1 Оснащению тахографами подлежат:

    • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами;
Историческая справка:

Изменения в законодательстве происходили постепенно.
Первым этапом для категории физических лиц Федеральным законом N 398-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» установили отдельные требования по обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с п.2 N 398-ФЗ с 21 декабря 2018 г. изменялась редакция п.3 статьи 20 N 196-ФЗ:

  • 3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, превышает восемь, обязаны:

    • анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
    • обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;
    • осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов — изготовителей данных транспортных средств.

Из формулировки следует, что изменения коснулись только физических лиц, эксплуатирующих ТС, «…разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, превышает восемь». То есть физических лиц, эксплуатирующих автобусы.

Следующим этапом стало принятие 27 декабря 2018 года Федерального закона N 508-ФЗ, в котором уточнялась категория ТС:

  • 3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны…

Т.е. физические лица, эксплуатирующие и/или грузовики с максимальной массой от 3,5 тонн, и/или автобусы, обязаны анализировать ДТП, обеспечивать соответствие технического состояния транспорта законодательству о техрегулировании и вовремя проходить техобслуживание.

Далее с 1 ноября 2019 года вступили в силу поправки Федерального закона от 30.10.2018 № 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами», которые дополнили п.3 статьи 20 N 196-ФЗ ещё тремя абзацами.

  • 3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:

    • анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
    • обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;
    • осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов — изготовителей данных транспортных средств;
    • обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;
    • соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации;
    • соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом. исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Для полноценного формирования нормативной базы тахографического контроля в отношении физических лиц необходимо было скорректировать Приказы Минтранса N 36 и N 273, т.к. они разрабатывались с учетом того, что раньше обязанность оснащать транспорт тахографами, устанавливалась только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.10.2020 N 1742 Приказы Минтранса N 36 и N 273 с 1 января 2021 года были признаны утратившими силу.
Теперь взамен N 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» действует Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 26.10.2020 N 438, а с 1 марта 2023 года вместо N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»,  действует Приказ Минтранса РФ от 28.10.2020 N 440
Для закрепления проведенных изменений Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1733 в ПДД был добавлен раздел 26, устанавливающий нормы времени управления транспортным средством и отдыха.