Что делать, если тахограф сломался в дороге?

19.01.2023

Согласно статье 11.23 КоАП РФ, управление транспортным средством с неисправным тахографом влечет за собой штраф:

  • 3-5 тыс. руб. для физического лица;
  • 7-10 тыс. руб. для должностного лица;
  • 15-25 тыс. руб. для индивидуального предпринимателя;
  • 20-50 тыс. руб. для юридического лица.

Однако статья содержит важное исключение: инспектор ДПС не имеет права выписать штраф, если тахограф сломался во время пути. Проблема заключается в том, что факт поломки во время дороги необходимо доказать.

Как доказать, что тахограф сломался во время пути?

Во-первых, перед каждым выездом на маршрут обязательно следует делать распечатку технических данных тахографа, где будет указаны ФИО водителя, информация о транспортном средстве, сведения о калибровках и т.д. – то есть те данные, которые помогут установить, что перед выходом транспортного средства в рейс тахограф функционировал нормально. Эту распечатку можно будет продемонстрировать в качестве доказательства инспектору ДПС.

Во-вторых, можно связаться с мастерской по обслуживанию тахографов и записать разговор на диктофон. Делать это необязательно, но запись, возможно, поможет лишний раз убедить инспектора в том, что вы едете в сервисный центр для устранения поломки.

Как действовать водителю в случае поломки?

В российском законодательстве нет прямых указаний на случай поломки тахографа во время пути. Основным нормативным документом в такой ситуации считается Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 165/2014 от 4 февраля 2014 г. Согласно ему, с вышедшим из строя тахографом можно ездить только обратно (к месту, откуда водитель выехал), либо в мастерскую по обслуживанию тахографов (перечень мастерских можно найти на сайте ФБУ «Росавтотранс»). Ездить с неисправным тахографом можно до 7 дней с момента его поломки и только в том случае, если тахограф сломался в дороге. Выходить в рейс с неисправным тахографом запрещено.

Важно понимать, что поломка тахографа не отменяет необходимость вести учет режима труда и отдыха, предписанную Приказом N 424 Минтранса РФ. Поэтому в случае поломки нужно незамедлительно начать вести отчет о поездке вручную. Для этого на оборотной стороне тахографической термобумаги есть специальный шаблон с пиктограммами. Выглядит он следующим образом:

Отметки можно вести обычной ручкой. Каждый час необходимо вносить новые данные о режиме труда и отдыха водителя, заштриховывая соответствующий квадрат. Учет ведется таким образом до момента ремонта тахографа (не более 7 дней). При проведении дорожного контроля инспектор имеет право запросить все регистрационные листки с момента выхода тахографа из строя. На момент контроля бланк должен быть заполнен до текущего времени, заполнять бланк наперед запрещено.