Онлайн-тахограф СКЗИ

Онлайн-тахограф СКЗИ — это тахограф, оснащенный бортовым устройством с функцией передачи данных.

Понятие «бортового устройства с функцией передачи данных» и требования к нему появились в Приказе Минтранса России от 01.09.2022 N 343 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 октября 2020 г. N 440». Поправки вступили силу с 1 марта 2023 года.

Онлайн-тахограф СКЗИ должен обеспечивать передачу в зашифрованном и некорректируемом виде в информационную систему следующих сведений, подписанных в автоматическом режиме квалифицированной электронной подписью водителя:

  • сведений о транспортном средстве, на котором установлен тахограф;
  • информации, зарегистрированной тахографом, о движении транспортного средства со скоростью, превышающей максимальную величину, установленную для данного транспортного средства Правилами дорожного движения;
  • информации о несоблюдении времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, установленных Правилами дорожного движения, либо о несоблюдении установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей в части норм времени управления транспортным средством и времени отдыха.

(См. Приложение N 1 к Приказу N 440 Минтранса РФ (Пункт 82(1), раздел I. Общие положения)

Онлайн-тахограф СКЗИ передает сведения в автоматизированную информационную систему «Тахографический контроль» (АИС) с помощью SIM-карты. В случае отсутствия мобильной связи с сервером онлайн-тахограф передаст все записанные данные, как только появится устойчивый сигнал.

Устройство онлайн-тахографа СКЗИ

Бортовое устройство с функцией передачи данных должно иметь защищенный от вскрытия опломбированный корпус, внутри которого, содержатся компоненты стандартного тахографа с блоком СКЗИ из подпунктов 1, 2, 4, 7-9, 11-14, 17 пункта 3 "Требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства" из Приложения N 1 к приказу Минтранса России от 28 октября 2020 г. N 440, а также:

  1. блок СКЗИ тахографа, обеспечивающий автоматическое формирование, подписание квалифицированной электронной подписью водителя и передачу в зашифрованном и некорректируемом виде информации, регистрируемой тахографом, в АИС ТК;
  2. конструктивный отсек, обеспечивающий:
    • размещение и подключение блока СКЗИ тахографа без снятия бортового устройства с функцией передачи данных с транспортного средства и нарушения пломбировки корпуса,
    • механическую фиксацию блока СКЗИ тахографа внутри отсека,
    • извлечение блока СКЗИ тахографа только после окончания срока его эксплуатации и (или) регистрации тахографом сбоя в работе СКЗИ тахографа и (или) записи в памяти бортового устройства с функцией передачи данных и в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа информации об извлечении блока СКЗИ тахографа;
  3. связной модуль, обеспечивающий передачу информации, регистрируемой тахографами в информационную систему;
  4. датчики ускорения; разъем для подключения антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в обязательном порядке);
  5. слот для SIM-карты (в обязательном порядке).

См. Приложение N 1 к Приказу N 440 Минтранса РФ (Пункт 3(1), раздел I. Общие положения)

Помимо функции передачи данных в режиме реального времени, значимым отличием онлайн-тахографа является возможность производить активизацию, установку и извлечение блока СКЗИ тахографа, установку и корректировку идентификационных данных транспортного средства с использованием карты предприятия, а не только карты мастерской.

См. Приложение N 4 к Приказу N 440 Минтранса РФ (Пункт 13)

Режимы работы онлайн-тахографа СКЗИ

Прошедший процедуру активизации онлайн-тахограф должен функционировать в следующих режимах:

  • «рабочий» — режим регистрации информации тахографом, активируется картой водителя;
  • «контроль» — режим проверки деятельности водителя, активируется картой контролера;
  • «корректировка установочных данных» — режим внесения изменений в установочные данные тахографа, активируется картой мастерской или картой предприятий;
  • «предприятие» — режим проверки деятельности водителя, а также проверки параметров транспортного средства, его пробега и скоростного режима, активируется картой предприятия.
  • «передача данных» — режим передачи в информационную систему информации, регистрируемой тахографом (активируется картой предприятия и (или) картой водителя), а также данных для активизации блока СКЗИ тахографа и (или) изменения идентификационных данных транспортного средства (активируется картой мастерской и (или) картой предприятия).

См. Приложение N 1 к Приказу N 440 Минтранса РФ (Пункт 6(1), раздел I. Общие положения)