Отказы, полученные через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), являются частой причиной прерванного процесса получения карты тахографа или проведения активизации блока СКЗИ.
В этой статье мы подробно разберём, зачем нужна проверка через СМЭВ, как работать с полученными отказами и что следует предпринять для успешного завершения процедуры.
Статья доступна в формате видеоурока.
При создании электронной заявки на карту тахографа или на активизацию блока СКЗИ тахографа оформляется заявление на создание и выдачу квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (далее – квалифицированный сертификат). Этот сертификат будет записан на карту или на блок СКЗИ тахографа. Заявление на квалифицированный сертификат всегда оформляется от имени физического лица — будущего владельца. Для подтверждения достоверности сведений о заявителе они должны пройти проверку в трёх ведомствах:
- СФР (Социальный фонд России, объединивший Фонды пенсионного и социального страхования),
- ФНС (Федеральная налоговая служба),
- МВД (Министерство Внутренних дел Российской Федерации).
Информация из основного документа, удостоверяющего личность (обычно, это паспорт), СНИЛС и ИНН сравнивается с информацией в базах данных ведомств. Согласно №63-ФЗ процедура подтверждения достоверности сведений осуществляется с использованием единой СМЭВ. Однако иногда возникают ситуации, когда данные заявителя не проходят проверку в одном или нескольких ведомствах, что приводит к отказу.
Это Федеральная государственная информационная система межведомственного электронного взаимодействия. К СМЭВ подключены федеральные, региональные и местные органы власти, банки, внебюджетные фонды и прочие учреждения и ведомства для обмена данными в электронном виде.
Информационная система, в которой была создана заявка, формирует запрос в информационную систему Удостоверяющего центра на проверку персональных данных заявителя через СМЭВ. И по результатам проверки получает через СМЭВ ответ от ведомств.
Обратите внимание!
Проверяются не все данные, указанные в заявке, а только сведения из блоков:
- «Водитель» и «Документ, удостоверяющий личность» — в ИЗКТ:
- «Данные заявителя» и «ДУЛ заявителя» – в АРМП:
Результат может быть положительным – проверка пройдена, заявка уходит дальше в работу. А может быть отрицательным – данные будущего владельца квалифицированного сертификата не прошли проверку в одном или нескольких ведомствах.
При отрицательном ответе от ведомства, полученном через СМЭВ, в информационной системе, в которой была создана заявка, формируется документ с информацией по отказу.
Обратите внимание!
Среди операторов популярна практика самостоятельной проверки персональных данных заявителя через сайты ведомств: сервис проверки СНИЛС на сайте СФР, проверки ИНН на сайте ФНС России и паспорта на Госуслугах. Однако такая проверка не гарантирует положительный результат проверки через СМЭВ, так как достоверной информации о том, соответствует ли информация на сайтах ведомств данным в тех базах, по которым проходит проверка СМЭВ, нет.
Это файл в формате PDF, который загружается во вложения к заявке с названием «Отказы, полученные через СМЭВ». Он доступен для скачивания и содержит три ключевых блока:
- «Причина проверки»: указывает, какая организация отклонила заявку и по какой причине.
- «Проверяемые сведения»: перечисляет данные, которые были отправлены на проверку и вызвали отказ.
- «Полученный через СМЭВ ответ»: содержит ответ ведомства с конкретной причиной отклонения.
1. Анализ отказа
Внимательно проанализируйте отказ. Обратите внимание на следующие аспекты:
1) Название ведомства, которое отклонило заявку.
2) Формулировка отказа: она может прямо указывать на проблему.
Например, от МВД может прийти отказ с формулировкой «Истёк срок действия». Это означает, что будущему владельцу квалифицированного сертификата необходимо получить новый паспорт. Обычно это происходит, когда паспорт не был заменен по достижении 45 лет.
3) Если формулировка непонятна или содержит коды ошибок, обратитесь в техническую поддержку:
- для пользователей ИЗКТ: 8-800-333-30-92 (08:00 – 18:00 МСК в рабочие дни),
- для пользователей АРМП: центр технического обслуживания (ЦТО).
Отказы с общими формулировками, как, например, «Сведениями по заданным реквизитам не располагаем» или «Сведения не соответствуют», означают, что в информационной базе ведомства не было полного совпадения по данным, которые пришли на проверку. Такой отказ говорит о том, что достоверность сведений не была подтверждена, но не говорит о том, что именно не совпало.
2. Проверка направленных в запросе сведений
В первую очередь надо сверить данные, которые проверялись (они перечислены в отказе) с данными оригиналов документов будущего владельца квалифицированного сертификата, — не было ли ошибки при заполнении заявки.
Если увидели ошибку, исправьте её и подайте заявку повторно.
Например, если по заявке от гражданина РФ пришло сразу два отказа: от ФНС и СФР, в подавляющем большинстве случаев это означает ошибку в ФИО заявителя. В случае с иностранными гражданами двойной отказ обычно приходит, если гражданин получил новый документ, удостоверяющего личность, и не известил ведомства о замене.
3. Обращение в ведомство
Если данные введены правильно, но всё равно поступил отказ, заявитель должен лично обратиться в соответствующее ведомство для актуализации сведений. Отказ заявителю передает оператор (вручает распечатку при личном приёме или отправляет PDF-файл по электронной почте). При этом оператор обязательно инструктирует заявителя о дальнейших действиях, говоря буквально следующее:
«По вашему заявлению на выпуск квалифицированного сертификата был получен отказ от такого-то ведомства. Это означает, что ведомство не подтвердило достоверность переданных сведений по вашему паспорту/ИНН/СНИЛС. Так как данные в заявлении введены строго по документу и ошибок нет, необходимо лично обратиться в ведомство для актуализации данных и исправления ошибки в федеральной базе ведомства».
После чего заявителю необходимо:
- Обратиться в ведомство с распечатанным документом об отказе, полученном через СМЭВ.
Образец заявления на актуализацию данных в ФНС при личном обращении:
- Сообщить инспектору, что отказ произошёл при оформлении заявления на карту тахографа.
- Попросить инспектора проверить данные и актуализировать их согласно предоставленным документам.
- По возможности получить документ, подтверждающий факт обращения в ведомство.
Это может быть справка или ответ на официальном бланке ведомства. Образец подтверждающего документа из ФНС:
- Передать лично или по электронной почте этот документ, а также точную дату и итоги обращения в ведомство оператору, который занимался оформлением заявки.
4. Повторная подача заявки
После того как заявитель обратился в ведомство и предоставил подтверждающие документы, оператор может повторить подачу заявки. Рекомендуется подавать заявку не раньше, чем через пять рабочих дней после обращения в ведомство. Если сведения о будущем владельце квалифицированного сертификата вновь не пройдут проверку через СМЭВ, заявитель может подать электронный запрос на проверку и актуализацию персональных данных через онлайн-сервисы ведомств:
- СФР: https://social-insurance.sfr.gov.ru/reception_desk/,
- МВД: https://xn--b1aew.xn--p1ai/request_main,
- ФНС: https://www.nalog.gov.ru/rn77/service/obr_fts/.
Онлайн-запрос может выполнить и оператор, но только на основании поручения будущего владельца квалифицированного сертификата. Для этого необходимо предложить заявителю такую услугу и, в случае его согласия, подать обращение, указав свои контактные данные.
Инструкции по оформлению запроса и шаблоны документов опубликованы в разделе «Загрузки» в операционной части ИЗКТ и АРМП.
Пример ответа на онлайн-обращения из СФР:
В случае очередного отказа через СМЭВ оператор может отправить запрос на адрес электронной почты технического поддержки той информационной системы, в которой получен отказ. В тема письма указать: «Отказ СМЭВ», в тексте письма обозначить номер последней заявки, по которой пришёл отказ, приложить копию документа, подтверждающего факт личного обращения заявителя в ведомство, и копию ответа ведомства на электронный запрос.