Работа с отказами СМЭВ

Отказы, полученные через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), являются частой причиной прерванного процесса получения карты тахографа или проведения активизации блока СКЗИ.

В этой статье мы подробно разберём, зачем нужна проверка через СМЭВ, как работать с полученными отказами и что следует предпринять для успешного завершения процедуры.

Статья доступна в формате видеоурока.

При создании электронной заявки на карту тахографа или на активизацию блока СКЗИ тахографа оформляется заявление на создание и выдачу квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (далее – квалифицированный сертификат). Этот сертификат будет записан на карту или на блок СКЗИ тахографа. Заявление на квалифицированный сертификат всегда оформляется от имени физического лица — будущего владельца. Для подтверждения достоверности сведений о заявителе они должны пройти проверку в трёх ведомствах:

  • СФР (Социальный фонд России, объединивший Фонды пенсионного и социального страхования),
  • ФНС (Федеральная налоговая служба),
  • МВД (Министерство Внутренних дел Российской Федерации).

Информация из основного документа, удостоверяющего личность (обычно, это паспорт), СНИЛС и ИНН сравнивается с информацией в базах данных ведомств. Согласно №63-ФЗ процедура подтверждения достоверности сведений осуществляется с использованием единой СМЭВ. Однако иногда возникают ситуации, когда данные заявителя не проходят проверку в одном или нескольких ведомствах, что приводит к отказу.

Это Федеральная государственная информационная система межведомственного электронного взаимодействия. К СМЭВ подключены федеральные, региональные и местные органы власти, банки, внебюджетные фонды и прочие учреждения и ведомства для обмена данными в электронном виде.

Информационная система, в которой была создана заявка, формирует запрос в информационную систему Удостоверяющего центра на проверку персональных данных заявителя через СМЭВ. И по результатам проверки получает через СМЭВ ответ от ведомств.

Результат может быть положительным – проверка пройдена, заявка уходит дальше в работу. А может быть отрицательным – данные будущего владельца квалифицированного сертификата не прошли проверку в одном или нескольких ведомствах.
При отрицательном ответе от ведомства, полученном через СМЭВ, в информационной системе, в которой была создана заявка, формируется документ с информацией по отказу.

Это файл в формате PDF, который загружается во вложения к заявке с названием «Отказы, полученные через СМЭВ». Он доступен для скачивания и содержит три ключевых блока:

  • «Причина проверки»: указывает, какая организация отклонила заявку и по какой причине.
  • «Проверяемые сведения»: перечисляет данные, которые были отправлены на проверку и вызвали отказ.
  • «Полученный через СМЭВ ответ»: содержит ответ ведомства с конкретной причиной отклонения.

1. Анализ отказа

Внимательно проанализируйте отказ. Обратите внимание на следующие аспекты:

1) Название ведомства, которое отклонило заявку.

2) Формулировка отказа: она может прямо указывать на проблему.

3) Если формулировка непонятна или содержит коды ошибок, обратитесь в техническую поддержку:

  • для пользователей ИЗКТ: 8-800-333-30-92 (08:00 – 18:00 МСК в рабочие дни),
  • для пользователей АРМП: центр технического обслуживания (ЦТО).
2. Проверка направленных в запросе сведений

В первую очередь надо сверить данные, которые проверялись (они перечислены в отказе) с данными оригиналов документов будущего владельца квалифицированного сертификата, — не было ли ошибки при заполнении заявки.

3. Обращение в ведомство

Если данные введены правильно, но всё равно поступил отказ, заявитель должен лично обратиться в соответствующее ведомство для актуализации сведений. Отказ заявителю передает оператор (вручает распечатку при личном приёме или отправляет PDF-файл по электронной почте). При этом оператор обязательно инструктирует заявителя о дальнейших действиях, говоря буквально следующее:

«По вашему заявлению на выпуск квалифицированного сертификата был получен отказ от такого-то ведомства. Это означает, что ведомство не подтвердило достоверность переданных сведений по вашему паспорту/ИНН/СНИЛС. Так как данные в заявлении введены строго по документу и ошибок нет, необходимо лично обратиться в ведомство для актуализации данных и исправления ошибки в федеральной базе ведомства».

После чего заявителю необходимо:

  • Обратиться в ведомство с распечатанным документом об отказе, полученном через СМЭВ.
  • Сообщить инспектору, что отказ произошёл при оформлении заявления на карту тахографа.
  • Попросить инспектора проверить данные и актуализировать их согласно предоставленным документам.
  • По возможности получить документ, подтверждающий факт обращения в ведомство.
  • Передать лично или по электронной почте этот документ, а также точную дату и итоги обращения в ведомство оператору, который занимался оформлением заявки.
4. Повторная подача заявки

После того как заявитель обратился в ведомство и предоставил подтверждающие документы, оператор может повторить подачу заявки. Рекомендуется подавать заявку не раньше, чем через пять рабочих дней после обращения в ведомство. Если сведения о будущем владельце квалифицированного сертификата вновь не пройдут проверку через СМЭВ, заявитель может подать электронный запрос на проверку и актуализацию персональных данных через онлайн-сервисы ведомств:

В случае очередного отказа через СМЭВ оператор может отправить запрос на адрес электронной почты технического поддержки той информационной системы, в которой получен отказ. В тема письма указать: «Отказ СМЭВ», в тексте письма обозначить номер последней заявки, по которой пришёл отказ, приложить копию документа, подтверждающего факт личного обращения заявителя в ведомство, и копию ответа ведомства на электронный запрос.