Что такое техническое обслуживание тахографа и когда его нужно проводить?

08.11.2022

Тахограф — это сложное измерительное устройство, он подлежит обязательному техническому обслуживанию. Необходимо понимать, что из себя представляет техническое обслуживание тахографа и как часто его нужно проводить, чтобы не получить штраф.

Согласно п. 3 Приложения N 4 к приказу Минтранса России от 28 октября 2020 г. N 440, техническое обслуживание тахографа должно включать:

  • проверку правильности функционирования тахографа и точности его показаний;
  • настройку тахографа.

Таким образом, техническое обслуживание тахографа состоит из двух этапов. Приказом N 440 не регламентируется периодичность проверки правильности функционирования и точности показаний тахографа, но сроки проведения настройки (калибровки) четко указаны. 

Согласно п. 6 Приложения N 4 к приказу Минтранса России от 28 октября 2020 г. N 440, настройка тахографа СКЗИ должна проводиться один раз в три года либо после:

  1. Изменения эффективной окружности шин на любом из колес ведущих осей транспортного средства;
  2. Изменения характеристического коэффициента транспортного средства;
  3. Изменения идентификационного и (или) государственного регистрационного номера транспортного средства;
  4. Ремонта тахографа и/или модернизации тахографа;
  5. Замены блока СКЗИ тахографа;
  6. Нарушения пломбировки тахографа.

Все пункты, кроме п. 5, ситуативны, поэтому техническое обслуживание тахографа нужно проводить по факту случившихся изменений. Однако блок СКЗИ подлежит периодической замене, поэтому тех. обслуживание в связи с заменой блока СКЗИ нужно планировать заранее. 

Согласно п. 9 Приложения N 4 к приказу Минтранса России от 28 октября 2020 г. N 440, замена блока СКЗИ тахографа в связи с неисправностью или окончанием срока эксплуатации должна осуществляться согласно технической документации организаций-изготовителей блоков.

  • Таким образом, техническое обслуживание тахографа нужно проводить:

    • раз в три года для плановой настройки (калибровки) тахографа;
    • при замене блока СКЗИ (в связи с неисправностью или окончанием срока действия, который устанавливается производителем);
    • при изменениях, указанных в п. 6 Приложения N 4 к приказу Минтранса N 440.

Для проведения технического обслуживания тахографа нужно обратиться в специализированную мастерскую. Список мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов, можно найти на тематической странице портала ФБУ «Росавтотранс».

Какие штрафы грозят, если не провести техническое обслуживание тахографа?

Согласно статье 11.23 КоАП РФ, управление транспортным средством с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа влечет наложение административного штрафа.

Поскольку Приказом Минтранса N 440 предусмотрена обязательная настройка (калибровка) тахографа при его вводе в эксплуатацию, а также в случаях, описанных выше, отсутствие настройки — это прямое нарушение требований к эксплуатации тахографа. За это полагается штраф в размере:

  • 3-5 тыс. руб. для физического лица;
  • 7-10 тыс. руб. для должностного лица;
  • 15-25 тыс. руб. для индивидуального предпринимателя;
  • 20-50 тыс. руб. для юридического лица.

Сотрудники автоинспекции могут узнать, что тахограф не настроен (или настроен неверно), запросив у водителя распечатку, на которой отображается дата последней настройки тахографа.

Также заметим, что, согласно Постановлению Правительства РФ от 15.09.2020 N 1434  «Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», транспортные средства категорий N2, N3, М2 и М3 при каждом запланированном техосмотре должны проверяться на наличие тахографа.

Согласно п. 55 раздела VII Приложения N 1 к данному постановлению,

  • транспортные средства указанных выше категорий должны быть оснащены тахографом СКЗИ или ЕСТР;
  • тахограф СКЗИ должен иметь настройку, проведенную не позднее 3 лет до дня представления транспортного средства на очередной технический осмотр;
  • тахограф ЕСТР должен быть проверен, в том числе откалиброван, в соответствии с требованиями ЕСТР, не позднее 2 лет до дня представления транспортного средства на очередной технический осмотр.

Если транспортное средство не оснащено тахографом или нарушены требования к его настройке, то техосмотр пройден не будет. В таком случае водитель не сможет получить полис ОСАГО, а работодатель будет не вправе выпускать автомобиль на маршрут. За выпуск на линию транспортного средства, не прошедшего техосмотр, а также управление таким ТС полагаются следующие штрафы:

Лицо

Водитель

Должностное лицо

Юр. лцио/ИП

Статья

12.37 КоАП РФ

12.31 КоАП РФ

12.31 КоАП РФ

Штраф

500 руб.

500 руб.

50000 руб.

Подробнее о штрафах, которые можно получить за нарушения, связанные с использованием тахографа, в нашей статье.