Новый стандарт ГОСТ 34005-2022, связанный с тахографами, вступил в силу 1 июня 2022 года

05.06.2022

ГОСТ 34005-2022 «Автомобильные транспортные средства. Тахографы цифровые. Технические требования и методы испытаний» вступил в силу 1 июня 2022 года согласно приказу Росстандарта от 22.02.2022 N 87-ст. Он заменил предыдущую версию ГОСТ 34005-2016.

Данный стандарт конкретизирует технические требования к тахогрфам, изложенные в Приказе N 440 Минтранса РФ, и устанавливает методы их испытаний. Новый ГОСТ, как и предыдущий, не распространяется на тахографы, установленные в транспортных средствах, предназначенных для международных перевозок.

Сфера тахографии развивается стремительными темпами. Только за последний год на законодательном уровне внесено множество поправок, а также изменений к предыдущим документам, регулирующим данный вид деятельности. В этой связи в новом ГОСТе существенно расширен раздел «Термины и определения». Например, появились такие термины как «ежедневный отдых», «ежедневное управление» и, соответственно, установлена продолжительность периодов времени для режимов «управление», «перерыв на отдых от управления», «отдых». Подробнее читайте отдельных в статьях «Режим труда и отдыха водителей в 2021 году» и «Дополнительные изменения в режиме труда и отдыха».

Повышенное внимание уделено стандартам защиты информации, «зарегистрированной в памяти блока тахографической информации и памяти карт тахографа». Это связано с поправками к Федеральному закону от 6.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи», введением машиночитаемой доверенности (МЧД) и осуществлением «периодической передачи тахографических документов и информации в некорректируемом виде» в автоматизированную информационную систему тахографического контроля (АИС ТК). Подробнее читайте в отдельных статьях «Новый порядок получения электронной подписи и введение МЧД: как повлияет на работу с тахографами» и «Онлайн тахографы в проекте Минтранса».

Введены режимы функционирования тахографов, прошедших процедуру активизации (п.4.4.2): рабочий режим (активируется картой водителя), режим контроля (активируется картой контролёра), режим установочных данных (активируется картой мастерской и картой предприятия), режим предприятия (активируется картой предприятия). Определены требования к функциям блока тахографической информации в области обеспечения измерений, расчётов и регистрации данных в некорректируемом виде.

В связи с усовершенствованием функций защиты информации в картах тахографа ГОСТ даёт следующее определение в требованиях к картам тахографа: «Карты тахографа содержат микроконтроллер с программами для ЭВМ, обеспечивающий криптографические преобразования информации, формирование электронной подписи, взаимную аутентификацию карты тахографа и блока тахографической информации» (п. 4.6.1).

В новом ГОСТе существенно дополнен список событий, которые должны храниться в блоке тахографической информации (за последние 28 дней) и список условий регистрации событий (п. 4.7).

Производителям тахографов важно обратить внимание, что в требованиях к метрологическим характеристикам тахографа, значения допускаемых погрешностей увеличились (п. 4.11).

Мастерским и автотранспортным предприятиям полезна информация о том, что дополнены и подробно описаны требования к тахографу (п. 4.16) при установке, настройке и активизации блока СКЗИ с применением квалифицированной электронной подписи. Также расширены требования к работе с данными, формируемыми блоком СКЗИ, и их передачи в АИС ТК через карту мастерской или напрямую с тахографа, если у него есть функция для осуществления периодической передачи тахографических документов и информации в АИС ТК (п. 4.16.2). Введены «дополнительные требования к тахографу с функциями аппаратуры спутниковой навигации» (п. 4.18). Определены новые «форматы и протоколы выгрузки информации на внешние носители тахографом, не осуществляющим периодическую передачу тахографических документов и информации» в АИС ТК (Приложение Б).

Важным моментом является предоставление обновлённых графических изображений данных – пиктограмм, которые выводятся на дисплей тахографа, и их расшифровка (Приложение А).

Чтобы оценить масштаб изменений и дополнений, следует отметить, что новый ГОСТ содержит 126 страниц в отличие от предыдущего, в 38 страниц, вместо которого он вступил в силу.