Дополнительные изменения в режиме труда и отдыха водителей (с 1 сентября 2022 года)

25.03.2022

С 1 января 2021 года вступил в силу Приказ Минтранса России от 16.10.2020 N 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей». Обзор изменений по данному Приказу был представлен в нашей статье «Режим труда и отдыха водителей в 2021году».

В начале года Минтранс издало еще один Приказ от 12 января 2022 г. N 5 «О внесении изменений в особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденные приказом министерства транспорта российской федерации от 16 октября 2020 г. N 424» с изменениями, которые вступят в силу с 1 сентября 2022 года и будут действовать до 1 января 2027 года.

Вкратце суть изменений в следующем:

К категориям водителей, освобождённых от выполнения требований Приказа N 424, добавили водителей автомобилей, деятельность которых связана с обеспечением федеральной фельдъегерской связи.

Основные изменения касаются водителей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно. В новой редакции Приказа для этой категории водителей добавлено три абзаца с уточнениями по продолжительности рабочего времени, разделении рабочего дня и времени осуществления перерывов для отдыха и питания.

  1. «Продолжительность рабочего времени водителя автомобиля, являющегося индивидуальным предпринимателем и осуществляющего управление автомобилем самостоятельно, не должна превышать нормального числа рабочих часов за учетный период один месяц».
  2. «Разделение рабочего дня (смены) водителя автомобиля, являющегося индивидуальным предпринимателем и осуществляющего управление автомобилем самостоятельно, допускается по решению такого водителя».
  3. «Время осуществления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) определяется водителем автомобиля, являющимся индивидуальным предпринимателем и осуществляющим управление автомобилем самостоятельно, в пределах значений, установленных настоящим пунктом».

Изменения в п.п.5 и 7 теперь дают работодателю полномочия в области увеличения продолжительности учётного времени и разделения рабочего дня на части.

БЫЛО СТАЛО
Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников. Продолжительность учетного периода может быть увеличена работодателем до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.
С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделён на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделён работодателем на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Уточнена формулировка «ежедневного периода», в пределах которого происходит расчёт отдыха и рабочего времени водителя (п.10).

БЫЛО СТАЛО
Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее — ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели. Время управления автомобилем в течение каждого периода времени, не превышающего 24 часов, ограниченного началом рабочего времени водителя и временем применения ежедневного отдыха продолжительностью, установленной пунктом 18 <1> настоящих Особенностей (далее — ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.
 

<1>  П.18: Продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

Теперь ежедневный период учитывается с начала рабочего времени водителя, что совпадает с началом регистрации на тахографе, и составляет не более 24 часов. То есть в течение суток водитель имеет право управлять транспортным средством не более 9 часов. Уточнения, оговоренные в новых формулировках данного пункта, позволят тахографу более корректно вести учёт норм времени управления и отдыха водителя и выявлять нарушения в этой области.

В Пункт 19 добавлены условия для «водителей, работающих вахтовым методом в районах Крайнего Севера и (или) в приравненных к ним местностях и осуществляющих эксплуатацию автомобиля вне границ населенных пунктов». Для них «допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю», но это время должно быть компенсировано, т.е. добавлено к другим промежуткам времени отдыха «между вахтами в течение учётного периода».