С 1 сентября 2022 года официально начнётся переход на онлайн-тахографы. С этой даты планируется вступление в силу приказа Минтранса, который на данный момент находится в разработке. Ожидается, что принятие проекта приказа «обеспечит ускоренное развитие тахографической системы» и повысит безопасность дорожного движения. Проект документа можно посмотреть на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Новый документ внесёт очередные изменения в Прикз от 28.10.2020 N 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», который является основополагающим документом в области тахографии.
Многие пункты Приказа дополнены описанием технических требований, предъявляемых к онлайн-тахографам, которые будут внедряться на добровольной основе, не отменяя действие обычных тахографов. В документе онлайн-тахограф определяется как тахограф, «имеющий в своём составе бортовое устройство с функцией передачи данных».
Блок СКЗИ в онлайн-тахографе должен обеспечивать автоматическое формирование электронных документов с информацией, регистрируемой тахографом, их подписание квалифицированной электронной подписью и передачу информации «в зашифрованном и некорректируемом виде» в автоматизированную информационную систему «Тахографический контроль» (АИС ТК).
Онлайн-тахографы предназначены, чтобы передавать информацию о превышении скорости, несоблюдении норм рабочего времени и отдыха водителем и нарушении маршрута движения в АИС ТК в режиме реального времени.
На данном этапе информация о нарушениях, поступающая в АИС ТК, не будет направляться в «информационные системы контрольных (надзорных) органов», но в дальнейшем такая практика планируется – нарушителей будут привлекать к административной ответственности.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что конструкция онлайн-тахографов позволит владельцам транспортных средств самостоятельно менять блок СКЗИ тахографа и изменять идентификационные данные транспортного средства – «без необходимости посещения специализированной мастерской». Обещают, что стоимость тахографов с функцией передачи данных будет соразмерна со стоимостью обычных тахографов.
Пилотный проект по тестированию онлайн-тахографов был запущен в России ещё в 2020 году. Данный проект приказа «направлен на закрепление апробированных технологий и технических решений» по итогам проведённого тестирования. Ожидается также, что принятие проекта приказа «обеспечит ускоренное развитие тахографической системы» и, что самое главное, повысит безопасность дорожного движения.