24 апреля 2019 под эгидой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по инициативе Международного союза автомобильного транспорта (IRU) при участии профильных министерств и ведомств государств-членов ЕАЭС, национальных и международных ассоциаций и экспертов состоялась конференция, посвященная вступлению в силу с 15 июня 2019 года на территории стран Европейского союза требований об оснащении вновь произведенных транспортных средств тахографами нового поколения, так называемыми смарт-тахографами, и проблемным вопросам имплементации требований к «умным» (смарт) тахографам новго поколения в Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).
ФБУ «Росавтотранс» на конференции представляла начальник отдела стратегического развития Управления международных соглашений Наталья Задонская.
Европейские производители рассказали о функциональных особенностях, технических характеристиках нового поколения смарт-тахографов нового поколения, таких как использование глобальных навигационных спутниковых систем для автоматической записи данных о местоположении транспортного средства, применении технологии выделенной связи ближнего действия (DSRC), которая позволяет осуществлять предварительный дистанционный контроль и определять потенциальных нарушителей режима труда и отдыха в общем потоке автотранспортных средств, об усилении мер безопасности для защиты данных от фальсификации.
Вместе с тем, было отмечено, что переход на оснащение транспортных средств смарт-тахографами нового поколения и включение требований о таком оснащении в Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), имеет ряд проблемных вопросов.
Представитель Агентства рассказала о том, что по инициативе российской стороны на протяжение длительного времени на площадке ЕЭК ООН проходит обсуждение вопросов выработки единой позиции для добавления требований к смарт-тахографам в ЕСТР и в настоящий момент ряд замечаний российской стороны были учтены Европейской Комиссией. В частности, включена возможность использования иных глобальных навигационных спутниковых систем, в частности системы ГЛОНАС, исключен ряд отсылочных норм на директивы Европейского союза. При этом, в требованиях к смарт-тахографам остаются ссылки на европейские стандарты технического регулирования, не имеющие аналогов в системе международной сертификации и, как следствие, не выполнимые как на территории Российской Федерации, так и на территориях стран, не являющихся членами Европейского союза.
Окончательно не определены требования к защите, обработке и передаче персональных данных в случае использования одной из функции нового тахографа — интеллектуальной транспортной системы.
Кроме того, при имплементации требований к смарт-тахографам в ЕСТР потребуется изменение организации контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителей на территории Российской Федерации и других государств. А именно, необходимо будет оснастить пункты контроля оборудованием для считывания информации с помощью выделенной связи ближнего действия (DSRC), потребуется обеспечение контрольно-надзорных органов картами контролера нового поколения и устройствами для считывания и обработки информации. Также необходимо будет провести обучение сотрудников контрольно-надзорных органов для осуществления контроля за установкой и эксплуатацией смарт-тахографов.
Кроме того, дополнительные затраты на оснащение транспортных средств понесут автоперевозчики и мастерские.
Вопросы включения требований о смарт-тахографах в ЕСТР активно обсуждаются на площадке ФБУ «Росавтотранс». Так, 23 апреля 2019 года состоялась рабочая встреча с представителями Европейской комиссии, международных ассоциаций IRU и КОРТЕ (CORTE), при участии представителей Департамента тахографии Национальной ассоциации предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта (НАПТА) и Рустахоконтроль по проработке замечаний, представленных Российской Федерацией.