11 ноября 2022 года в комитет Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры был направлен законопроект о внесении изменений в статьи 2 и 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Законопроект вводит в ФЗ новое понятие —
- «средство контроля работоспособности — аппаратно-программное средство, обеспечивающее мониторинг и поддержание состояния работоспособности водителя транспортного средства».
Средство контроля работоспособности (СКР) предлагается подключать к тахографу. Подключение датчика, как следует из документа, будет опциональным, а не обязательным. В тексте законопроекта также указан важный нюанс: водители, использующие тахограф с подключенным к нему СКР будут вправе управлять автомобилем дольше, чем положено:
«Водители <…> обязаны соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации. Указанные нормы времени управления транспортным средством должны предусматривать увеличенное время управления транспортным средством в случае применения средства контроля работоспособности, подключаемого к тахографу».
Основной принцип работы СКР прост: датчик в режиме реального времени считывает биометрические данные водителя, в нужный момент фиксирует его «неработоспособное состояние», после чего водитель делает перерыв в управлении автомобилем. Критерии «неработоспособного состояния», согласно законопроекту, будут выработаны специальными государственными органами отдельно. Если же СКР не фиксирует достижение водителем «предельных значений неработоспособного состояния», водитель может продолжить управление транспортным средством.
Стоит отметить, что, несмотря на возможность управлять автомобилем дольше обычного, увеличенное время все же будет ограничено законом и не будет превышать значений, установленных Правилами дорожного движения.
Главное призвание СКР – уменьшить количество ДТП, произошедших из-за потери концентрации у водителя. Основная причина потери концентрации – это утомление, однако не водитель не всегда может отследить реальную степень усталости. Датчик контроля работоспособности, в свою очередь, сможет определять объективные физиологические сигналы организма, чтобы вовремя предупредить водителя.
Ввести в практику средства контроля работоспособности планируется к сентябрю 2024 года.