Четвертая часть разбора изменений в Приказе Минтранса N 440 от ассоциации «Тахографический центр»

30.11.2022

На портале ассоциации по содействию безопасности автотранспортной деятельности «Тахографический центр» вышла четвертая часть экспертного разбора изменений в Приказе Минтранса N 440, которые вступят в силу с 1 марта 2023 года. Статья посвящена разбору нововведений, касающихся функций тахографа с бортовым устройством нового типа. 

Установка карты водителя будет сопровождаться регистрацией координат!

В пункте 46(1) появились условия, при которых возможно извлечение карты водителя из тахографа.

п. 46(1)

Тахограф, имеющий в своем составе бортовое устройство с функцией передачи данных, при работе с картами должен обеспечивать возможность извлечения карты водителя при соблюдении условий, изложенных в подпункте 7 пункта 46 Требований, и соблюдении следующих дополнительных условий:

  • ввод водителем в тахограф информации о завершении им текущего периода времени управления транспортным средством, после которого начинается период ежедневного или еженедельного периода отдыха, и переходе им к виду деятельности «отдых»;
  • подтверждение водителем координат местонахождения транспортного средства в момент завершения этого текущего периода времени управления транспортным средством; …

Во-первых, вместо понятия «ежедневный период» звучит понятие «период управления». Такая формулировка сводит рабочий процесс водителя до двух состояний: управления автомобилем и отдыха, что само по себе неверно.

Эта опечатка приводит к тому, что из видов деятельности водителя выпадает такой вид деятельности как – «работа». Этот вид деятельности водителя («работа») нельзя игнорировать, так как после завершения периода времени управления водитель выполняет ряд рабочих процедур, связанных с административной деятельностью и сдачей отчетности по выполненному рейсу.

Кроме этого, действие по регистрации перехода к ежедневному периоду отдыха, предусмотренное пунктом 46(1), невозможно выполнить в случаях разделения периода отдыха на части, разделении рабочей смены на два и более периода, а также при учете времени обеденных перерывов, которые также относятся к периоду ежедневного отдыха.

В тахографе вид деятельности «отдых» не разделяется на различные виды отдыха и объединяет как все виды отдыха, так и специальный перерыв. Ввод в практику разделения видов отдыха приведет к путанице при проведении контрольных операций, так как различные модели тахографов будут регистрировать периоды отдыха по различным алгоритмам...

В статье дается рекомендация для производителей тахографов ориентироваться на нормы времени управления и отдыха, установленные в Приказе Минтранса России от 16.10.2020 N 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей» и на терминологию, которая применяется в этом приказе. Иными словами, заменить в формулировке пункта 46(1) понятие: «период управления» понятием: «ежедневный период» деятельности водителя.

В этом же пункте 46(1) стоит учесть еще один момент и в будущей редакции 440-ПМ нужно будет снять с водителя обязанность «подтверждать координаты», так как для этого водитель должен сначала удостовериться в действительности этих координат. Лучше использовать в формулировке: требование – автоматически регистрировать координаты в момент установки/извлечения карты водителя, это будет логичнее и надежнее. При такой регистрации обязанность по подтверждению координат будет перенесена на тахограф.

Время – это значение физического параметра относительно шкалы времени!

В пункте 48 приказа 440-ПМ исправлена формулировка с целью сделать требование выполнимым. Регистрация «национальной шкалы времени» заменена на регистрацию «времени в национальной шкале времени». Это исправление связано с тем, что физически регистрировать можно величину измеряемого параметра, а не размерность его системы координат (последовательности равнозначных делений шкалы, следующих от установленной точки начала отсчета шкалы).

Текущая редакция Новая редакция

Тахограф должен обеспечивать:

...

2. вывод на дисплей и (или) на печать, и (или) загрузку данных с бортового устройства, и (или) загрузку с карты значений национальной шкалы координированного времени UTC (SU)...;

6. регистрацию национальной шкалы координированного времени UTC (SU), скорости и координат местоположения транспортного средства...

Тахограф должен обеспечивать:

...

2. вывод на дисплей и (или) на печать, и (или) загрузку данных с бортового устройства, и (или) загрузку с карты значений времени в национальной шкале координированного времени UTC (SU)...;

6. регистрацию времени в национальной шкале координированного времени UTC (SU), скорости и координат местоположения транспортного средства...

Расширение перечня регистрируемых параметров

В пункте 48(1) расширяется перечень параметров, подлежащих регистрации.

п. 48(1)

Тахограф, имеющий в своем составе бортовое устройство с функцией передачи данных, кроме требований, указанных в пункте 48 Требований, должен обеспечивать:
...
2) регистрацию перерывов в подаче импульсов от датчика движения;
3) регистрацию событий и неисправностей;
4) при отсутствии импульсов от датчика движения осуществлять регистрацию факта ускорения или замедления движения транспортного средства на основе данных датчиков ускорения.

Все события и неисправности, предусмотренные Требованиями, должны будут регистрироваться в памяти тахографа, вне зависимости от того упоминается или нет требование по регистрации конкретного параметра в тексте Требований.

В тексте приказа не уточняется, в каком случае должна производиться регистрация перерывов в подаче импульсов (нужно ли регистрировать перерывы в подаче импульсов, если скорость движения одновременно фиксируется по показаниям ГНСС?). Этот же вопрос касается и регистрации фактов ускорения или замедления при отсутствии импульсов от датчика движения. В статье особенно отмечено, что в будущих редакциях Приказа N 440 важно будет указать установленные значения, по которым будет фиксироваться ускорение или замедление, иначе их отсутствие приведет к неопределенности.

Таким образом, все события и неисправности, предусмотренные Требованиями, должны будут регистрироваться в памяти тахографа, вне зависимости от того упоминается или нет требование по регистрации конкретного параметра в тексте Требований.

Контроль норм времени и скорости движения блоком СКЗИ тахографа.

Новые функции блока СКЗИ тахографа введены пунктом 48(2) приказа.

п. 48(2)

Блок СКЗИ тахографа в составе бортового устройства с функцией передачи данных, на основании данных, регистрируемых тахографом, обеспечивает формирование электронных документов, включающих информацию о движении транспортного средства со скоростью, превышающей максимальную величину, установленную для данного транспортного средства Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 <8.1> (далее — Правила дорожного движения), о несоблюдении времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, установленных Правилами дорожного движения, либо о несоблюдении установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей в части норм времени управления транспортным средством и времени отдыха.

В формулировке требований есть несколько интересных моментов.

В данном требовании содержится интересный момент, связанный с отнесением водителя к конкретному статусу – частное лицо либо работник. В отношении индивидуального предпринимателя это вызывает серьезную неопределенность, так как в этом случае водитель может находиться в течение одного ежедневного периода в различных статусах, при этом нормативные требования не содержат правил регулирования такой ситуации...Есть еще один момент, связанный с применением вышеуказанного требования: это отсутствие обязательных требований к мастерским в части выполнения процедуры настройки тахографа... Так же стоит учесть, что по причине отсутствия документального оформления процедур и порядка их выполнения некорректная настройка тахографа в условиях действующего правового поля недоказуема.

Защищенный документооборот между блоком СКЗИ тахографа и информационной системой.

Пункт 48(3) устанавливает требования по защищенному обмену электронными документами между тахографом и информационной системой.

п. 48(3)

Тахограф, имеющий в своем составе бортовое устройство с функцией передачи данных, должен обеспечивать передачу в информационную систему в некорректируемом и зашифрованном виде:

  • документов, указанных в пункте 48(2) Требований;
  • документов, сформированных блоком СКЗИ тахографа и содержащих данные для создания квалифицированного сертификата, а также сведения, необходимые для регистрации, перерегистрации, вывода из эксплуатации тахографа и блока СКЗИ тахографа, об активизации блока СКЗИ тахографа, установке и извлечении блока СКЗИ тахографа, изменении идентификационных данных, подписанных в автоматическом режиме квалифицированной электронной подписью владельца карты предприятия и блока СКЗИ тахографа;
  • документов, сформированных блоком СКЗИ тахографа по аутентифицированному запросу информационной системы.

Этот состав документов будет обеспечивать работу информационной системы в части регистрации в системе предусмотренной информации.

В перечень электронных документов входят документы о нарушении ограничений по скоростному режиму движения транспортного средства, по нарушениям норм времени управления и отдыха водителя, по обеспечению процедур по активизации, утилизации, извлечения, учета и установки блоков СКЗИ тахографа, изменению идентификационных данных в памяти блока СКЗИ тахографа и аутентификации запроса информационной системы.

Рекомендуем ознакомиться с полной версией статьи на сайте ассоциации «Тахографический центр».

Источник: Ассоциация «Тахографический центр» https://tahograf.online/tahograf-novye-trebovaniya-prodolzhenie-chast-4-funkczii-tahografa/