Первая часть разбора изменений в Приказ Минтранса N 440 (продолжение)

10.10.2022

На портале ассоциации по содействию безопасности автотранспортной деятельности «Тахографический центр» вышло продолжение первой части экспертного разбора изменений в Приказ Минтранса N 440, которые вступят в силу с 1 марта 2023 года.

В новой статье вице-президент «Тахографического центра» Г. С. Мирошин рассмотрел положения нового Приказа N 343 «О внесении изменений...», которые касаются:

  • требований в отношении наличия датчиков ускорения в бортовом устройстве с функцией передачи данных;
  • электронной защиты несанкционированного доступа внутрь тахографа и регистрации некоторых действий с тахографом, которые предусмотрены в требованиях к новому типу тахографов;
  • сведений о документах, не переданных тахографом в информационную систему, и об отсутствии уведомлений от информационной системы о переданных тахографом документах.

Согласно п. 1 пп. 3 Приложения к Приказу, бортовое устройство с функцией передачи данных, среди прочего, должно содержать внутри «датчики ускорения». Как отмечено в статье, формулировки нового Приказа не дают четкого понимания того, сколько должно быть датчиков, в чем их предназначение, какие предъявляются требования к их функционированию, как применять полученные от датчиков данные и так далее.

В статье предлагается разобраться с перечисленными вопросами с помощью косвенной информации, указанной в пунктах 48(1) и 55 новых «Требований к тахографу». Согласно им, на основании данных датчиков ускорения тахограф с бортовым устройством нового типа должен регистрировать:

  • факт ускорения или замедления движения транспортного средства;
  • сбой в работе датчиков экстренного торможения и критического наклона транспортного средства;
  • экстренное торможение (удар) и недопустимый наклон (переворот) транспортного средства;
  • информацию о попытках и случаях нарушения системы защиты.

Из совокупного рассмотрения вышеприведенных требований можно сделать следующие выводы:

  • датчики ускорения должны выдавать ускорение по трем координатным осям (оценка наклона, переворота). Конструктивное исполнение этих датчиков не регламентировано, поэтому это может быть как отдельное устройство или устройства, так и часть имеющегося в составе тахографа устройства…;
  • датчики ускорения должны выполнять функции датчиков удара и датчиков переворота…;
  • дискретность, точность и диапазон измерения ускорения должны позволять сделать оценку возникновения и факта совершения события <…> для события, признаваемого ударом, и для события, признаваемого переворотом;
  • датчики ускорения должны иметь самодиагностику своей работоспособности;
  • измерительный канал датчиков ускорения не должен быть функционально и конструктивно связан с датчиком движения транспортного средства <…> Предположительно, независимым измерительным каналом для данного требования должен являться сам датчик ускорения.

Также в статье отмечается, что из-за отсутствия конкретики в условиях выполнения требований производителям тахографов придется принять на себя риски по их реализации. Особенно важно, что информация, которая основывается на показаниях датчиков ускорения, не может участвовать в оценке соблюдения требований к тахографу со стороны надзорных органов, пока требования к достоверности и показателям точности измерений датчиков ускорения не утверждены на законодательном уровне.

Далее рассматривается часть новых «Требований…», посвященная электронной защите от несанкционированного доступа внутрь тахографа и регистрации некоторых действий с тахографом.

Эти требования должны выполняться с помощью регистрации в памяти тахографа информации:

  • о вскрытии корпуса бортового устройства;
  • об извлечении и установке блока СКЗИ тахографа без передачи соответствующего уведомления в информационную систему;
  • о прерывании электропитания датчика движения;
  • о перерывах в подаче импульсов от датчика движения;

В отношении контроля следования импульсов от датчика движения требование не содержит уточнения: каким способом этот контроль следует осуществлять, и связано ли это действие с процессом движения транспортного средства.

Неопределенность в формулировке требования к содержанию информации «о перерывах в подаче импульсов от датчика движения» не позволяет применять эту информацию в процедурах оценки соблюдения обязательных требований к тахографу...

В конце статьи рассматривается положение Приказа, предписывающее тахографу нового типа регистрировать сведения о документах, не переданных тахографом в информационную систему, и об отсутствии уведомлений от информационной системы о переданных тахографом документах.

Содержание и форма этих сведений, и их отличие от информации, указанной в этом же пункте приказа, в тексте приказа не раскрываются. Предположительно, эти данные появятся в будущих редакциях приказа после утверждения порядка и предмета контроля, а также утверждения составов правонарушений в отношении субъектов права, использующих данный тип тахографа.

После анализа указанных положений в статье приводятся рекомендации для производителей тахографов по тому, как действовать, чтобы максимально точно соблюдать требования нового Приказа. Полную версию статьи можно прочитать на сайте ассоциации «Тахографический центр».

Источник: Ассоциация «Тахографический центр» https://tahograf.online/trebovaniya-k-tahografu-s-1-marta-2023-goda-prodolzhenie/