Третья часть разбора изменений в Приказе Минтранса N 440 от ассоциации «Тахографический центр»

09.11.2022

На портале ассоциации по содействию безопасности автотранспортной деятельности «Тахографический центр» вышла третья часть экспертного разбора изменений в Приказе Минтранса N 440, которые вступят в силу с 1 марта 2023 года. Статья посвящена разбору нескольких изменений в требованиях к параметрам тахографа и карт и исправлению в формулировках новой редакции Приказа логических противоречий из текущей редакции.

Исправление логических противоречий

В текущей редакции п. 31 Приказа N 440 содержит логическое противоречие, поскольку начало предложение не связано по смыслу с его завершением. Новая редакция приводит требование к логическому соответствию:

Текущая редакция Новая редакция

31. Карта водителя должна обеспечивать хранение не менее 42 записей данных о местах, в которых начинаются и/или заканчиваются периоды времени управления транспортным средством:

  1. дата и время ввода;
  2. показания счетчика пробега транспортного средства.

31. Карта водителя должна обеспечивать хранение не менее 42 записей данных о дате и времени ввода и извлечении карты, а также показаниях счетчика пробега транспортного средства.

При этом в новой редакции пропадает формулирова о начале/конце периодов времени управления транспортным средством: 

Естественно остается неясным, как будут восприниматься данные при анализе<...> в случае работы над данными из тахографов с текущей логикой и из тахографов с новой логикой регистрации данных <...> Эти данные принципиально отличаются друг от друга, и в текущей версии тахографов выполняется регистрация начала и завершения рабочей смены, а в новой редакции пограничные точки рабочей смены выпадают из анализа.
Это серьезная проблема..., так как нормативы рабочего времени строго привязаны к началу и завершению смены.

Логика изменений проясняется, если рассматривать п. 31 в совокупности с новым п. 11 Приложения N 3 к приказу:

Текущая редакция Новая редакция

11. Водители транспортных средств обязаны:

...

3) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении периода времени управления транспортным средством после запроса тахографа о завершении соответствующего периода времени управления транспортным средством и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился период времени управления транспортным средством;

11. Водители транспортных средств обязаны:

...

3) при завершении текущего периода времени управления транспортным средством, после которого начинается период ежедневного или еженедельного отдыха, остановить транспортное средство, ввести в тахограф информацию о завершении этого периода времени управления транспортным средством, подтвердить координаты местоположения транспортного средства в момент завершения этого периода времени управления транспортным средством и извлечь карту водителя;

Ранее, согласно п. 31, карта должна была хранить записи о местах, в которых начинаются и заканчиваются периоды времени управления транспортным средством. Пункт 11 предписывал водителю извлекать карту тахографа как раз при завершении периода времени управления. Период времени управления при этом четко не определялся — в зависимости от трактовки таковым могли считаться и час, и день, и неделя. 

По новой редакции водитель обязан извлекать карту при завершении периода управления, после которого начинается период ежедневного или еженедельного отдыха. Таким образом, водитель в любом случае должен будет извлечь карту в конце рабочей смены, чего ранее — формально — он был не обязан делать. Соответственно, данные о дате и времени ввода/извлечения карты и будут пограничными точками (за исключением ситуаций, когда карта извлекается по требованию представителя контрольных органов). 

Регистрация новых параметров в памяти карты

Пункты 31 и 36 дополнены пунктами 31(1) и 36(1), касающимися тахографов с бортовым устройством нового типа. Карта водителя в таких тахографах должна будет хранить, помимо прочего, координаты местоположения транспортного средства в момент проверки, а также при вводе и извлечении карты. Это приведет к необходимости увеличить память карты водителя, как минимум на 42 такие записи.

Дополнен пункт 32: согласно ему, карта водителя должна хранить данные о попытках нарушения защиты тахографа (ранее – просто «нарушения защиты»). Что должно быть классифицировано в качестве «попыток нарушения» и что входит в понятие «защита тахографа», не уточняется.

В отношении количества записей, которые должны быть зарегистрированы по пункту 32 приказа, наблюдается следующая ситуация: ни текущая, ни новая редакции не содержат конкретизации этого количества. Это связано с некорректной адресацией требований пункта 33 к пункту 29 вместо адресации к пункту 32. Это явная опечатка, так как логически текст пункта 33 связан именно с пунктом 32. Выполнить пункт 33 в действующей формулировке невозможно, поэтому производителю предлагается выполнить пункт 33 в его логической связке, то есть адресовать его к пункту 32...

Значение максимальной разрешенной скорости

Подпункт 2 пункта 41 будет изложен в новой редакции: вместо «устройства ограничения скорости» появится «значение максимальной разрешенной скорости». Новая формулировка устраняет неточность прошлой редакции, в которой регулироваться должны были не значения, а устройство.

Это значение [максимальной разрешенной скорости] передается в «устройство», если оно присутствует, и, в этом случае, устройство физически ограничивает скорость движения. А тахограф в этом случае просто является хранителем «значения скорости», по которому нужно вводить ограничение.

Дополнительные функции карты предприятия

По новому определению, приведенному в пункте 7(1), карта предприятия обеспечивает формирование квалифицированной электронной подписи владельца карты для подписания данных для активизации блока СКЗИ тахографа и (или) изменения идентификационных данных транспортного средства, а также данных для регистрации сведений о прекращении функционирования блока СКЗИ тахографа.

В статье отмечается, что порядок взаимодействия мастерской и предприятия при замене блока СКЗИ тахографа либо при переносе тахографа с одного автомобиля на другой необходимо конкретизировать в будущих редакциях закона. В противном случае это может привести к серьезным рискам.

Новый тип карты предприятия будет позволять предприятию самостоятельно проводить замену блока СКЗИ тахографа и переустановку тахографа с одного автомобиля этого предприятия на другой <…> К чему это приведет на практике – к экономии на настройке тахографа после переустановки тахографа с одного автомобиля на другой. Но есть еще и скрытый риск – некорректно настроенный тахограф может привести к появлению неисправности в системе управления автомобилем, что в конечном итоге может быть причиной нарушения условий безопасности дорожного движения.

Полную версию статьи можно прочитать на сайте ассоциации «Тахографический центр».

Источник: Ассоциация «Тахографический центр» https://tahograf.online/tahograf-novye-trebovaniya-prodolzhenie-chast-3-parametry-tahografa/